С критикой периодически сталкиваются все люди. И чаще всего она неприятна даже взрослому, что уж говорить о ребенке, у которого только приобретаются навыки контроля эмоциональных реакций.



Распространенная и знакомая многим ситуация: ребенок приходит из детского сада, школы, занятий или с тренировки расстроенным, обиженным, а возможно даже обозленным. Во время расспросов родители выясняют, что это — реакция на критику педагога, наставника или любых других людей. Иногда реакция может не ограничиваться плохим настроением или обидой. Ребенок может заявить, что больше не хочет разговаривать с критиковавшими его людьми, посещать секцию и так далее.

Как реагировать родителям?

Во-первых, ни в коем случае нельзя игнорировать ситуацию. Надеяться на то, что все само как-то образуется, нельзя. И дело не в самой обиде. Обида и плохое настроение могут достаточно быстро пройти. Надо научить ребенка правильно реагировать на критику, уметь ее оценивать и делать выводы. Это необходимо для дальнейшей его адаптации в социуме, для развития и реализации в профессиональных и личностных отношениях.

Во-вторых, не следует сразу жалеть ребенка, оправдывать его действия и обвинять его оппонентов. Родительская любовь не должна быть «слепой», поэтому после первой фразы: «Дорогой, не расстраивайся», должно следовать: «Расскажи подробно, что произошло, и давай вместе разберемся».

Очень важно, с одной стороны, научить ребенка отстаивать свою позицию, а с другой – уважать чужое мнение. Нельзя полностью нивелировать мнение взрослых. Такой подход может развить в ребенке неприятие любых авторитетов.

Как объяснить ребенку? И что посоветовать?

Начиная разговор, помните, что он не должен носить нравоучительный характер. Вины ребенка в том, что он испытывает негативные эмоции, нет. Управление чувствами, анализ ситуации и навыки правильного реагирования на критику – это и есть цель ваших бесед с ним. Почему «бесед» во множественном числе? Потому что не стоит рассчитывать, что одного разговора будет достаточно. И ситуации бывают разные, и восприятие у детей разное, и эмоциональный контроль разным детям дается по-разному.

Итак, о чем же следует поговорить родителям с ребенком в одной из таких ситуаций?

1. Не надо воспринимать критику как личную обиду

Важно объяснить ребенку, что критикуя, учитель или воспитатель не хотят его обидеть. Они делают это не потому, что он плохой, не нравится им или что-то неправильно делает. Так взрослые высказывают свое видение ситуации или указывают на ошибки.

Приведу простейший пример: ребенок нарисовал неправдоподобно большие цветы, которые на рисунке оказались по размеру сопоставимы с деревьями. И хотя цветы были нарисованы красиво, учитель высказал критику, что они слишком большие, это неправильно и т.д.

Следует объяснить ребенку, что в данном случае нет смысла обижаться. Спросите у него: «Но цветы ведь действительно большие? Ты же таких не видел на улице? Именно об этом учительница и хотела тебе сказать». Ребенок должен понимать: то, что он воспринимает, как обидную критику, на самом деле — мнение другого человека о его деятельности.

2. На критику можно и нужно отвечать

Критика – не повод замкнуться, обидеться или расплакаться. Ребенок должен знать, что он может ответить. Посоветуйте чаду выслушать оппонента и высказать свое мнение — пояснить, почему сделал именно так. В нашем примере с цветами выполнение задания могло быть вполне осознанным решением, например, созданием фантастического мира с акцентом на яркие и красивые предметы. Важно, чтобы ребенок не боялся сказать об этом.

3. Надо признавать свои ошибки и прислушиваться к советам

Все мы допускаем ошибки, и важно уметь их признавать. Научите ребенка не обижаться на критику, а поразмышлять над услышанным. Можно ответить на критику: «Я попробую, может, вы и правы. Давайте посмотрим, что получится» или «Я знаю, что можно было сделать так, но мне захотелось попробовать другой вариант».

Критика – это зачастую совет, предложение более рационального или эффективного решения. Это своего рода помощь. И если этот совет действительно может помочь, то имеет смысл не обижаться, а принять его с благодарностью.

4. Не стоит проявлять агрессию

Агрессия – это не аргумент в споре — отстаивать свою позицию нужно спокойно. Если, обдумав, ребенок поймет, что допустил ошибку, то следует признать ее и попросить совета или помощи.

5. Почему взрослые вообще критикуют?

Взрослые имеют больше опыта и знаний, чтобы оценить какие-то действия, объекты, ситуации. И это относится не только к педагогам и наставникам. Критические замечания могут быть очень полезными. С другой стороны, ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к беспрекословному подчинению любому взрослому. Учите своих детей думать и оценивать.

Часто сильную обиду вызывает критика от самых близких – родителей, бабушек и дедушек и т.д. У ребенка может возникнуть ложное ощущение, что его не любят и обижают. Объясните, что критика от самых близких — чаще всего самая честная. И замечания делаются с желанием помочь. И даже если близкие не правы, то обижаться и, тем более, сомневаться в их любви не стоит.

А бывает ли критика несправедливая и даже ложная? К сожалению, бывает. Причинами ее могут быть зависть или старые конфликты, например. И поступать такой негатив может как от сверстников, так и от взрослых. Поэтому родители должны научить своего ребенка в принципе относиться к критике спокойно и не принимать ее близко к сердцу. Не надо расстраиваться или проявлять агрессию, чувствуя несправедливость. Всегда есть возможность обсудить ситуацию еще с кем-то и составить объективное мнение, чтобы убедиться в правильности своих действий и решений.